Современные тренды и изменения в международных стандартах SAE, API и ACEA

Международный стандарт SAE J300 — классификация моторных масел по вязкости

Стандарт SAE рассказывает о «температурном портрете» масла. Подавляющее большинство присутствующих сегодня на рынке моторных масел являются всесезонными, т. е.  предназначены для круглогодичного использования в широком диапазоне температур. Такие масла указываются сдвоенной структурой XWY, например 5W-30.

Зимний индекс XW регламентирует температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях, т.е. минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки.

Чем меньше цифра перед W, тем ниже температура, при которой масло остается текучим.

Летний индекс Y определяет высокотемпературную вязкость. Этот показатель гарантирует, что в летнюю жару, при длительной работе на высоких оборотах или под нагрузкой масло не станет слишком жидким и сохранит достаточно прочную масляную пленку для разделения трущихся деталей, например, стенок цилиндра и поршневых колец.

Чем больше цифра после «W», тем выше вязкость масла при рабочих температурах.

Главный тренд последнего десятилетия — растущее число двигателей, требующих масел с низкой вязкостью: 0W-20, 0W-16, 0W-8. Их ключевое преимущество – экономическая и экологическая эффективность:

— меньшее сопротивление между деталями двигателя повышает его мощность, способствует меньшему износу в некоторых узлах

— использование низковязких масел приводит к значительному сокращению объёмов вредных выбросов в связи со снижением расхода топлива.

Масла классов вязкости SAE 12 и SAE 8 используются только в новейших двигателях, специально адаптированных под сниженную вязкость. При этом стандарт SAE — это «физика», описывает, как масло течет при разных температурах, обеспечивая пуск зимой и защиту летом. Это база и не показатель качества.

Международный стандарт API — базовый стандарт качества

Классы спецификаций API характеризуются 2 буквами:

Чем дальше 2-я буква по алфавиту, тем более поздняя спецификация (выше технологичность, а следовательно, и качество масла).

Эволюция классов S для бензиновых двигателей (…, SG – c 1988 г., SH, SJ… SP – c 2020 года, API SQ – с 2025) движется в сторону обеспечения защиты все более технологичных и нагруженных моторов, а также повышения их энергоэффективности.

Основные преимущества введения нового класса API SQ – защита LSPI в процессе эксплуатации. Оценены свойства работающего масла. Усилена защита от отложений в зоне высоких температур, а также снижен износ цепи ГРМ в присутствии сажи для двигателей с прямым впрыском топлива.

Что касается стандартов для дизельных двигателей, то новейшими являются API CK-4 и API FA-4, введенные в 2017 году, а развитие свойств масел классов С отражено на изображении:

Стандарт API CK-4 регламентирует масла для высокооборотных четырехтактных дизельных двигателей, разработанных в соответствии с экологическими ограничениями 2017 модельного года для магистральной техники и уровня 4 экологических ограничений для внедорожной техники, а также для дизельных двигателей предыдущего модельного ряда.

Стандарт API FA-4 регламентирует определенные масла XW-30, специально разработанные для использования в отдельных высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, разработанных в соответствии с экологическими ограничениями по выбросам парниковых газов (ПГ) 2017 модельного года. Эти масла разработаны для использования на автомагистралях с массовой долей серы в дизтопливе до 0,0015% (15 ppm).

Международный стандарт ACEA – «европейская инженерная точность»

Если американский стандарт API можно считать «общим минимумом», то Ассоциация европейских производителей автомобилей в стандарте ACEA имеет более строгий и практико-ориентированный свод требований.

Формат моторных масел по классификации ACEA имеет буквенно-цифровой вид, например, ACEA C3 или ACEA A5/B5.

Буква обозначает тип двигателя:

A — для бензиновых двигателей легковых автомобилей

B — для дизельных двигателей легковых автомобилей

C — самая востребованная категория для бензиновых и дизельных двигателей, совместимых с сажевыми фильтрами (DPF), каталитическими нейтрализаторами (TWC) и системами селективного каталитического восстановления (SCR). Это так называемые масла lowSAPS с пониженным содержанием серы, фосфора и сульфатной золы

E — для тяжелонагруженных дизельных двигателей коммерческого транспорта (грузовики, автобусы).

Ключевые актуальные классы ACEA и их значение

  1. Категории A/B для бензиновых и дизельных двигателей без сажевых фильтров:

— A3/B4: масла с высокими эксплуатационными характеристиками, стабильные, с увеличенным интервалом замены. Подходят для современных высокофорсированных двигателей с непосредственным впрыском и турбонаддувом (B4 — специально для дизелей с насос-форсунками).

— A5/B5: масла с высокими эксплуатационными характеристиками, но с пониженной высокотемпературной вязкостью (HTHS). Это энергосберегающие масла для двигателей, которые изначально спроектированы для маловязких составов. Важно: НЕ подходят для некоторых конструкций моторов!

 — A7/B7: масла по новейшим стандартам – для использования в двигателях легковых и легких грузовых автомобилей, оснащенных непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом с увеличенными интервалами обслуживания. Схожи с маслами A5/B5, дополнительно обеспечивают защиту от малоскоростного предварительного зажигания (LSPI), износа и отложений в турбокомпрессоре.

  1. Категория C: для бензиновых и дизельных двигателей с системами снижения выбросов. Это «золотой стандарт» для большинства европейских автомобилей младше 10 — 15 лет.

C2/C3/C4/C5 — масла с пониженным содержанием вредных элементов (Sulphated Ash, Phosphorus, Sulphur — SAPS). Специально разработаны, чтобы не засорять сажевые фильтры (DPF) и катализаторы.

C2 и C3 имеют схожие требования к содержанию SAPS, но разную вязкость HTHS. C2 — более маловязкое и энергосберегающее, C3 — более вязкое и ориентированное на защиту.

C4 и C5 имеют еще более низкое содержание SAPS, чем C2/C3. C4 — с более высокой вязкостью HTHS, а C5 — это новый класс с ультранизкой вязкостью для максимальной топливной экономичности.

C6 и C7 масла по новейшим стандартам линии масел lowSAPS. Они предназначены для самых современных бензиновых и дизельных двигателей, оснащенных сложными системами нейтрализации выхлопных газов (сажевые фильтры DPF, катализаторы TWC, системы SCR).

  1. Категория E: для тяжелонагруженных дизельных двигателей коммерческого транспорта (грузовики, автобусы).

Классификация ACEA охватывает моторные масла для мощных дизельных двигателей коммерческого транспорта (грузовики, автобусы, спецтехника), работающих в экстремальных условиях с длительными сервисными интервалами. Эволюция этих стандартов напрямую связана с ужесточением экологических норм (от Euro I до Euro VI) и появлением сложных систем очистки выхлопных газов

E4 – высокоэффективное моторное масло для тяжелых условий эксплуатации. Обеспечивает превосходную защиту от износа, контроль чистоты поршней и высокую термическую стабильность. Предназначено для дизельных двигателей Euro I-V без сажевых фильтров (DPF). Особо рекомендуется для удлиненных интервалов.

E7 – стабильное моторное масло с усиленными моющими свойствами. Обеспечивает превосходную защиту от отложений в области поршневых колец и гильз, эффективный контроль старения масла. Предназначено для дизельных двигателей Euro I-V без сажевых фильтров (DPF). Особо рекомендуется для двигателей с системой EGR и продленными сервисными интервалами.

E8 – инновационное малозольное моторное масло с улучшенными характеристиками. Обеспечивает эффективную защиту от износа и контроль сажевого загрязнения. Предназначено для самых современных двигателей Euro I-VI. Особо рекомендуется для систем с сажевыми фильтрами (DPF) всех типов, EGR и системами SCR

E11 – новейшее инновационное моторное масло со стабильными и улучшенными характеристиками. Обеспечивает максимальную защиту поршневой группы, предотвращение полировки цилиндров, эффективный контроль отложений. Предназначено для самых современных двигателей Euro I-VI. Особо рекомендуется для систем с DPF, со всеми типами EGR, современными системами SCR NOx.

Отправить сообщение